Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск


Нижегородский Кремль,
корп. 5, каб. 309а



8 (831) 419 28 33
opnnov@mail.ru

Сессия «Кому ставить памятники в Нижнем Новгороде?». Итоги

07.09.2018

Поиск ответа на вопрос «Кому ставить памятники в Нижнем Новгороде?» в рамках работы экспертной сессии № 7 на форуме Общественной Палаты Нижнего Новгорода «Активный Гражданин» был проведен на основе методики «Героини и герои города», разработанной проектом «Право на память» фонда «Дать Понять». Модераторы сессии (Галина Филимонова и Руслан Филатов) предложили каждому участнику (15 человек) погрузиться в собственные размышления и вспомнить имена и фамилии уроженок и уроженцев Нижегородской области (Нижегородской губернии) или исторических личностей, чья жизнь и деятельность связана с Нижним Новгородом или регионом в целом и вызывают у них особое восхищение. Далее в течение 5 минут на жёлтые стикеры участники записали по 3-4 имени и фамилии героинь, а на розовые стикеры – имена и фамилии 3-4 героев с кратким описанием того, кто они такие и что они сделали для города – региона – страны – мира. Помимо критериев региональной идентичности и национального и/или мирового значения их деятельности, в выборку был включен дополнительный фильтр в виде определения героинь и героев как образцов для подражания и символов социализации и культуры. Объясняя установочное задание, модераторы принципиально не называли в качестве примеров конкретные имена и фамилии, а также запретили высказываться вслух тем, кто отказался зафиксировать свои мысли на стикерах, и хотел рассказать о своих героинях и героях в тот момент, когда остальные участники были погружены в процесс размышлений. Таким образом, удалось избежать давления на выборку, как со стороны модераторов, так и со стороны желающих доминировать участников. Подводя итоги индивидуальной работы каждого участника, ВСЕ зафиксированные на стикерах имена и фамилии (с учётом «ошибок памяти» («Софья Ковалевская») и некорректных ответов на поставленный вопрос («Волга и Ока», «Ума Турман») были озвучены и записаны на 2 больших листах: героини – красным маркером, герои – синим. Списки по частоте упоминаний возглавили: 1. Надежда Суслова (1843 – 1918). 8 упоминаний. Уроженка села Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии, первая в Европе женщина, защитившая диссертацию доктора медицины и акушерства в 1867 году в цюрихском университете (Швейцария) и вернувшаяся в Нижний Новгород как в центр эпидемии сифилиса. 2. Павел Мельников (1818 – 1883). 4 упоминания. Уроженец Нижнего Новгорода, писатель (псевдоним Андрей Печерский), этнограф-беллетрист, воссоздавший в «национальной эпопее» (дилогия «В лесах» и «На горах») жизнь старообрядческого купечества Заволжья, быт, нравы и обычаи местного населения. Обе ниши не заняты: в Нижнем Новгороде нет памятников ни Надежде Сусловой, ни Мельникову-Печерскому. Но очевидное лидерство по количеству совпадений на стикерах участников – у Надежды Сусловой. Поэтому выбор темы для дебатов был связан именно с ней как с личностью, возглавившей общий список. Достойна ли она быть увековеченной в памяти горожан? Тем, кто утвердительно ответил на этот вопрос, модераторы предложили найти и зафиксировать на больших листах 3-4 убедительных довода, почему этот памятник устанавливать не нужно. И наоборот, тем, у кого была сформулирована отрицательная установка, было предложено найти 3-4 убедительных аргумента за установку памятника Надежде Сусловой. Таким образом, были выявлены не привязанные к оценочным суждениям доводы «ЗА» и «ПРОТИВ», убедительность которых модераторы предложили оценить путем закрытого голосования «через шляпу»: каждый участник получил пустой лист, на котором отметил, какая позиция ему стала ближе после знакомства со всеми аргументами «за» или «против», свернул свой лист, положил его в шляпу. Собрав все голоса, модераторы вместе с желающим из числа участников проконтролировать процедуру, осуществили подсчет голосов. Таким образом, большинство участников высказались за установку памятника Надежде Сусловой в Нижнем Новгороде. Участники мероприятия предложили провести отдельные дебаты о необходимости установки памятника Мельникову-Печерскому, приурочив их к 200-летию со дня рождения писателя, в рамках работы группы «Историко-культурное наследие Нижнего Новгорода: историческая память и вызовы современности» при Общественной Палате города Нижнего Новгорода. Напомним, что любой желающий может присоединиться к работе этой группы, заполнив анкету-заявку по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScWPO7cDgjf3VJ_xUJsd_Ss8CCLBKCCTOnSvh-rIBPnbiDB9A/viewform?c=0&w=1 Темой для следующих дебатов в рамках работы секции на форуме стали предложения нижегородцев по размещению на территории города памятников (памятных знаком, стел), поступившие в адрес Управления главного архитектора города Нижнего Новгорода. По просьбе и.о. начальника управления Ирины Ковальской на общественных обсуждениях было рассмотрено обращение заместителя председателя Нижегородской общественной организации «Дети войны» Веры Курзановой, поступившее в адрес администрации города 9 августа 2018 года, с предложением об установке памятника «детям войны» в Нижнем Новгороде. Участникам рабочей группы было предложено выявить убедительные доводы «ЗА» («Во многих городах России уже есть, а у нас нет»; «Нужно так выразить сострадание и благодарность этому поколению, чтобы чтить историческую память и воспитывать уважение»; «Это наши родители, которые нас родили, воспитали и дали образование, они трудились на заводах во время войны, помогли выиграть Великую Отечественную войну и стали примером для подражания») и «ПРОТИВ» («Они ещё живы»; «Многие стали преступниками»; «Во многих городах уже есть? Зачем?»; «Если ставить, то всем детям войн!»; «Лучше сиротам, а не детям войны»; «Очень тонкая тема, которая может обидеть общественность»), а также высказать свою позицию методом голосования «через шляпу». Процедура голосования показала, что мнения разделились поровну. Общественность на данный момент не способна выработать решение, т.к. это дело будущих поколений, но выявила поле для работы Нижегородской общественной организации «Дети войны». Чтобы доводы «ЗА» были более убедительны, необходимо конкретизировать образ «детей войны», сформулировав это понятие, выделив конкретную историческую фигуру (фигуры), символизирующую конкретные достижения «детей войны».